ГРАНИК

ГРАНИК
Генриэтта Григорьевна (р. 1928) -Российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Д-р психологических наук (1981), профессор(1996). Чл.-кор. РАО (1992), д. чл. РАО (1995). За серию учебников по русскому языку и литературе награждена премией им. К.Д. Ушинско-го (1973) и медалью его имени (1999). Лауреат премии Правительства РФ за серию научных работ и учебных книг по русскому языку и литературе (1997). Закончив фак-т русского языка и литературы Московского Государственного заочного пединститута (1959), преподавала русский язык и литературу в общеобразовательных школах. С 1963 г. работает в ПИ РАО, пройдя путь от м.н.с. НИИ ОиПП АПН СССР до гл.н.с. ПИ РАО. В 1965 г. защитила канд. дис: Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков, в 1980 — докт. дис: Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений. С 1980 г. возглавляет группу: Проблемы построения школьных учебников. Основные направления научной деятельности Г. связаны с исследованием психологических аспектов развития письменной речи учащихся и формирования психологических приемов понимания учебных и художественных текстов (И снова...о Пушкине (совм. с Л.А. Концевой), 1999; Литература (Учимся понимать художественный текст) (в соавт.), 1999, 2001; Драматурги, драматургия, театр (совм. с Л .А. Концевой), 2002). Раскрытие психологических механизмов формирования грамотного письма, а также приемов понимания и запоминания текстов позволили Г. построить новый школьный курс русской филологии и создать специальную методику обучения. (Синтаксис и пунктуация русского языка, 1970; Секреты пунктуации /совм. с СМ. Бондаренко, 1987, 1988; Русский язык. Синтаксис и пунктуация / совм. с СМ. Бондаренко, 2002). Г. заложены основы комплексной научной дисциплины — школьный учебник, которая является практико-ориентиро-ванной и характеризуется обилием междисциплинарных пересечений. Построение школьного учебника требует учета данных различных научных областей: общей и возрастной физиологии, когнитивной науки, психологии личности, психолингвистики, психодидактики, полиграфической науки, частных методик и других, с которыми теория школьного учебника имеет обширные области пересечения исследовательских интересов. Создание учебника предполагает проведение исследований по широкому кругу проблем, среди которых: психологические закономерности усвоения предмета и адекватные им формы репрезентации учебного материала; учет возрастных физиологических особенностей и возможностей школьника на каждом этапе обучения; психологические закономерности внимания и памяти; проблемы понимания; приемы работы с книгой и обучение такой работе; восприятие текстов художественной литературы; разработка принципов и приемов воспитания читателя средствами учебника; методов и средств обогащения культурного фонда учащихся; создание условий для возбуждения и постоянного поддержания познавательного интереса, для повышения активности и самостоятельности школьника в учебном процессе, поиск средств снижения ситуативной тревожности и др. Многоаспектность работы по проектированию школьного учебника предполагает создание специальных научных коллективов, которыми под руководством Г. создана серия экспериментальных учебников не только по синтаксису и пунктуации русского языка, но и по другим школьным дисциплинам (англ. языку, математике и др.). Она автор и ред. серии книг, в том числе для учителей, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, освоения содержащегося в нем материала (О путях повышения эффективности обучения русскому языку в школе (1970, 1971, 1972), Учитель, учебник и школьники/в со-авт., 1977; Психологические проблемы построения школьных учебников/в со-авт., 1979; Как учить школьника работать с учебником (в соавт.), 1987; Когда книга учит (в соавт.), 1988, 1991, 1995; серии учебных пособий по русскому языку и литературе для начальных, средних и старших классов школы. Л.А. Карпенко, С.А. [Наповал


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ГРАНИК" в других словарях:

  • ГРАНИК — древнегреческое название р. Коджабаш (Турция), впадающей в Мраморное м. Победой на Гранике над персидской армией в 334 до н. э. Александр Македонский начал завоевание Персидского царства …   Большой Энциклопедический словарь

  • Граник — (Granicus, Γρανιχός). Небольшая река в Мизии, на которой Александр В. одержал первую блестящую победу над персами в 334 г. до Р. X. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) …   Энциклопедия мифологии

  • ГРАНИК — Вес в Польше = 5/11 грана, в Пьемонте = 1/24 гр., во Франции 1/16 гр. в Бреславле = 1/3 грана. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Граник — У этого термина существуют и другие значения, см. Граник (значения). Граник Biga Çayı …   Википедия

  • Граник — древнегреческое название реки Коджабаш (Турция), впадающей в Мраморное море. Победой на Гранике над персидской армией в 334 до н. э. Александр Македонский начал завоевание Персидского царства. * * * ГРАНИК ГРАНИК, древнегреческое название… …   Энциклопедический словарь

  • ГРАНИК — битва при Гранике (334 до н.э.), первое сражение Александра Македонского в Азии, состоявшееся между его войском и передовыми частями Персидской империи на реке Граник (совр. Кокабас, впадает в Мраморное море) в Малой Азии. Здесь Александра… …   Энциклопедия Кольера

  • Граник — (Granicus) Азиатский поход Александра Македонского Место сражения в мае 334 до Р. X. между 35 000 македонян под командованием Александра Великого и 40 000 персов и греч. наемников под командованием Мемнона Родосского и персид. сатрапов. На глазах …   Энциклопедия битв мировой истории

  • Граник (значения) — Граник: Граник река в Турции. Граник, Анатолий Михайлович режиссёр игрового, документального и научно популярного кино, сценарист. Граник, Генриетта Григорьевна доктор психологических наук, профессор, академик РАО, лауреат премии Правительства в… …   Википедия

  • ГРАНИК Анатолий Михайлович — (р. 10 марта 1918, город Балта, Молдавия), российский режиссер, сценарист, актер. Учился в Московском институте химического машиностроения (1936 1939), окончил режиссерский факультет ВГИКа (1943, мастерская Г.Козинцева). В начале войны участвовал …   Энциклопедия кино

  • ГРАНИК Максим — (р.1974), российский оператор, сценарист, режиссер; лауреат детских фотофестивалей в Ташкенте и Донецке. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1997, мастерская В.Кобрина). С 15 ти лет занимался в фотокружке. 1993 Люди лунного света (см. ЛЮДИ… …   Энциклопедия кино

  • Граник, Анатолий Михайлович — Анатолий Граник Имя при рождении: Анатолий Михайлович Граник Дата рождения: 10 марта 1918(1918 03 10) Место рождения: Балта, Подольская …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»